Скорочтение для детей и подростков: нужно или нет?

Навык быстро читать, воспринимать и запоминать информацию — настоящая суперспособность, ведь время — наш самый ценный ресурс. Но если необходимость владения данным навыком во взрослом возрасте понятна, то насколько он важен для детей? Стоит ли обучать ребёнка скорочтению или лучше предоставить ему больше времени для отдыха и игр?

Начиная обучаться скорочтению, взрослый человек уже умеет читать на достаточной скорости. Как правило, мои ученики преследуют следующие цели: повысить эффективность работы, увеличить количество прочитываемых книг, перестать отвлекаться на посторонние мысли во время чтения, научиться концентрироваться.

Ресурсы взрослого мозга настолько безграничны, что при тренировках он легко может научиться обрабатывать любую информацию в 3-5 раз быстрее. В то время как мозг ребёнка ещё не готов к таким объёмам информации, поэтому главная цель занятий по скорочтению для детей — привить любовь к книгам и учёбе, а также поставить технику чтения.

Кому необходимо скорочтение?

  • Детям с педагогической запущенностью. У таких детей есть небольшие трудности в обучении, но дело не в генах или природных способностях – их просто не научили вдумчиво читать в школе.
  • Детям, которые не любят читать. Они находят этот процесс утомительным, скучным и однообразным.
  • Детям с дислексией, дисграфией, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), небольшой задержкой психического развития.
  • Детям, любящим книги и желающим научиться читать ещё быстрее.
  • Как обучают скорочтению детей?

    Как правило, обучение состоит из трех этапов.

  • На первом этапе ставится техника чтения.
  • На втором этапе идёт работа над тренировкой внимания.
  • На третьем этапе проходит работа над развитием памяти. Важно научить детей понимать текст с первого раза и не забывать, что было в его начале. На 3-м этапе часто улучшается успеваемость по школьным предметам, поскольку ребёнку достаточно просто прочитать параграф один раз, понять и пересказать его, и не тратить на это большое количество времени.
  • Я предлагаю несколько базовых упражнений, которые помогут развить навык скорочтения у вашего ребёнка.


    10 упражнений по скорочтению для детей

    1. Асинхронные движения двумя руками для развития внимания, концентрации и усиления межполушарных связей. Например, одной рукой ребёнок показывает “окей”, другой “класс” и одновременно меняет руки. Когда стало получаться быстро, добавляем хлопок, а затем скороговорку. Как только упражнение начинает получаться автоматически, заменяем “окей” и “класс” на другие действия. Возраст: 5+

    2. Упражнение “Оживление” на развитие понимания и воображения, выделение главной мысли. Необходимо прочитать ребёнку интересный текст и попросить представить его в мельчайших деталях, как мультфильм. Нужно представить цвета, звуки, запахи, вкусы. Возраст: 5+

    3. Упражнение “Прятки” для тренировки внимания. Необходимо найти слова среди набора букв.

    дораордоываловэловалмамалаорлотлвдофрлодфвлоисчжфжлттювьтыюлотвло

    фвлокотвлорсджлмэождложкаадлжвидфвылоадлорыадлорвдлоиытисячьтибьт

    Возраст: 6+

    4. Анаграммы для тренировки внимания. Необходимо составить слова из перепутанных букв. Подбирайте лёгкие анаграммы, а затем постепенно усложняйте их.

    БЫЗУ РАШ АЗВА ОКТ НЕСЦЛО НИКГА РМОЕ

    Возраст: 6+

    5. Тест Струпа на внимание. Это последовательность слов, обозначающих цвета, однако их цвет не соответствует значению. Необходимо называть вслух сам цвет, а не слово.

    Возраст: 6+

    6. Упражнение “Шторка” для увеличения скорости чтения без возвращения к прочитанному. Необходимо читать текст и достаточно быстро закрывать его “шторкой”, чтобы было ощущение, что он может исчезнуть. В качестве шторки подойдет любой однотонный непрозрачный предмет. Возраст: 7+

    7. Упражнение “Первая и последняя буква” для тренировки мозга и многозадачности. Необходимо прочитать текст, произнося первую и последнюю букву в слове. Затем попросить ребёнка рассказать о том, что он прочитал. В примере ниже ребенок начнет произносить: “Ве мы зм чо ды – эо не кы” и т.д.

    Все мы знаем, что дельфины — это небольшие киты. Как и другие китообразные, дельфины дышат не жабрами, а воздухом. Они никогда не покидают море, здесь рождаются их детёныши. Мать вскармливает их молоком, поэтому дельфины относятся к млекопитающим.

    Возраст: 9+

    8. Упражнение “Перевёртыш”. Необходимо перевернуть книгу и попросить ребёнка прочитать текст вверх ногами. Упражнение помогает преодолеть психологический барьер, и последующее чтение традиционного текста будет проще и быстрее. Возраст: 9+

    9. Упражнение “Начало-конец” для повышения концентрации. Необходимо взять текст на 2 страницы A5 (разворот книги). Родитель выбирает любое предложение в тексте и читает его половину вслух, а ребёнок должен найти его продолжение и прочитать вслух окончание. Возраст: 9+

    10. Упражнение “Ёлочка” помогает расширить периферическое зрение. Делится на несколько уровней.

    • Уровень 1. Необходимо смотреть в центр между словами и стараться прочитать одновременно 2 слова, спускаясь от первой строки к последней.
    • Уровень 2 (если 1-й уровень дался легко). Необходимо читать слова быстро, смотря в центр между ними.
    • Уровень 3 (если 2-й уровень дался легко). Перевернуть лист бумаги или экран вверх ногами и попытаться прочитать перевернутый текст, смотря в центр между словами.

    Возраст: 12+

    Чем раньше вы начнёте развивать у ребёнка навык скорочтения, тем быстрее получите видимый результат: новый материал будет усваиваться лучше, появится интерес к процессу, повысится успеваемость. Согласно опыту моих учеников, достаточно ежедневно уделять 10-20 минут этим несложным упражнениям, чтобы увидеть первые результаты. Скорочтение — это весомый вклад в будущее человека, и чем раньше ребёнок его освоит, тем проще ему будет.

    Источник: 7ya.ru

    Оцените статью
    Скорочтение для детей и подростков: нужно или нет?
    Иммунные добавки влияют на дефицит витамина B12 – врачи