Формирование самооценки ребенка – путь к самоопределению

Воспитывая самооценку в детях мы даём подрастающему поколение путь к самоопределению0

Самооценка – это субъективная оценка человеком самого себя. От того насколько она развита можно прогнозировать в какой степени личность способна на дальнейшие свершения. Иногда самооценку ошибочно сравнивают с уверенностью. На самом деле, это абсолютно разные понятия.

Уверенность в себе – это свойство личности, которое определяет черты поведения и способность к решительным действиям.

Самооценка отображает отношение личности к себе и позволяет оценить адекватность производимых действий. Она помогает в выборе решений поставленной задачи; способствует умению приспосабливаться к окружающему миру; подталкивает к действию для получения позитивной самооценки (гордость, самоуважение); останавливает, если человек чувствует, что действие вызывает самокритику. Наличие адекватной самооценки гарантирует, что взрослеющий человек сможет достойно самоопределиться в жизни.

Формирование самооценки начинается в раннем детстве. Но детям сложно самим разобраться, как работать над столь сложным психологическим процессом. Поэтому помочь в им в этом – обязанность взрослых, и в большей степени родителей. Для этого им требуется постоянно работать над собой, чтобы достичь психологической зрелости. В частности, нужно задуматься, нет ли у самих родителей трудностей с восприятием себя. Если да, то можно обратиться к специалисту, чтобы их проработать и не передавать детям. Также, для формирования адекватной самооценки у детей должны выполняться ряд правил. Основные из них перечислены ниже.

Воспитывая самооценку в детях мы даём подрастающему поколение путь к самоопределению1

1. Для развития детской самооценки важно, насколько качественно происходит общение с детьми в семье. Сюда входит взаимное уважение, понимание и принятие. Также важно не сколько времени родные уделяют воспитанию детей, а как они это делают. Прекрасно, если между маленькими и взрослыми есть эмоциональная близость. Тогда дети ощущают тепло, заботу, любовь, защищённость и чувствуют свою ценность, что внушает им положительное самоощущение.

2. Дети чувствуют себя счастливыми и уникальными, когда видят, что родные радуются их победам.
Но так как детям не всегда удаётся решить поставленные задачи, то взрослым время от времени приходится делать им замечания. И это правильно, только делать их нужно в корректной форме. Дело в том, что одобряем мы действия детей или нет – они оценивают себя, полагаясь на нашу точку зрения. Другими словами, смотрят на себя глазами взрослых. Поэтому важно, какие эмоции увидит и какие слова услышит ребёнок во время своего очередного свершения.

3. Если дело доходит до критики, то из высказываний надо убирать слово «но». Оно неосознанно внушает детям, что их работа или действия носят исключительно негативный характер. Вот два примера: «Здорово, что ты выполнил всю домашнюю работу по физике, но последнее задание надо переделать» и «Здорово, что ты выполнил всю домашнюю работу по физике! Однако, давай ещё раз вернёмся к последнему заданию». В первом случае слово «но» перечёркивает абсолютно весь детский труд. Во втором он слышит похвалу и предложение помощи от взрослого человека. Конечно, второй вариант будет больше способствовать повышению детской самооценки.

4. Важно понимать, что дети не являются нашей копией.
У них есть своя точка зрения, мотивы и цели. Поэтому задача родителей – не менять направление пути своего чада, а понимать его и поддерживать во всех начинаниях. Так же важно различать, когда ребёнок производит действия, исходя из своих целей и побуждений, а когда родители в нём реализуют свои амбиции. Понять, что есть что несложно – обычно во втором случае для ребенка предлагаются задачи не по силам. Такой подход не только снизит самооценку ребёнка, но и разрушит межличностные отношения в семье.

Интересно то, что от рождения у детей самооценка безупречная. Она меняется при взрослении ввиду взаимодействия с окружающей средой.

В дошкольном возрасте самооценка у детей завышенная. Это вполне нормально, ведь ребёнок только учится себя оценивать. Поэтому так важно именно в этом возрасте помочь ему развить к себе положительную самооценку. Если с этого возраста оценка сформируется заниженная, то впоследствии «перестроить» её в адекватную крайне сложно. Поэтому, перед ребёнком целесообразно ставить посильные задачи, чтобы он ощутил «ситуацию успеха». И конечно, подкреплять его удачу добрым словом и поощрительным взглядом. Конечно, неправильно всегда только хвалить ребёнка, да это и не получится. Поэтому, когда придётся критиковать какие-то его дела, важно подбирать для этого слова осторожно.

Воспитывая самооценку в детях мы даём подрастающему поколение путь к самоопределению2

В младшем школьном возрасте самооценка меняется каждый год. В первом классе она завышенная, во втором – снижается, так как происходит переоценка своих возможностей. Следующие два года самооценка может быть, как адекватной, так и заниженной или неустойчивой. Различить детей с повышенной и заниженной самооценкой несложно. Дети с заниженной самооценкой имеют склонность к самокопанию. Суть этого процесса заключается для них в том, чтобы отыскивать свои слабые стороны. Что касается детей с завышенной самооценкой, то их отличительной чертой является низкий порог критичности к своей личности.

В этом возрасте формирование самооценки зависит, как от родителей, так и от педагогов и сверстников. Поэтому воспитание должно быть построено таким образом, чтобы укреплять уверенность в себе, а не вселять чувство полного неудачника.

Воспитывая самооценку в детях мы даём подрастающему поколение путь к самоопределению3

Средний школьный возраст характеризуется тем, что у детей складывается умение объективно оценивать свои личностные качества. Теперь на первом месте мнение одноклассников. А важным показателем успешности становятся не оценки по предметам, а умение общаться в социуме. Сейчас задача взрослых – помочь подростку увидеть его сильные стороны, разобраться в акцентах его характера, определиться в желаниях и потребностях. В начальной школе учиться было легче, а теперь могут появляться проблемы с успеваемостью. В этой ситуации близким нужно быть чуткими и не делать из учебы трагедию. Важно помочь преодолеть кризис. Как правило, банально, хватает занятий с репетитором.

Также, в этом возрасте для детей важно, чтобы родители интересовались всеми сторонами их жизни. И обязательно воспринимали их всерьёз. Доверие и поддержка будут стимулировать детей к дальнейшему росту, а вот излишний контроль может только понизить их самооценку и неизбежно привести к конфликтам.

Воспитывая самооценку в детях мы даём подрастающему поколение путь к самоопределению4

Старший школьный возраст. Старшеклассники, пожалуй, самый ранимый народ. Любая критика может вывести их из себя. Будь то замечания учителей, родителей или сверстников. А если ко всему этому добавляются ещё и страдания от неразделённой любви, то самооценка грозит стремительно скатиться вниз.

Поэтому, чтобы мнение о себе у детей этого возраста оставалось на высоком уровне, нужно постараться увести их от чрезмерной сосредоточенности на проблемах. Необходимо объяснить, что излишняя критичность к себе пользы не принесёт. И конечно никоим образом не дать понять ребенку, что вы оцениваете его способности ниже, чем одноклассников.

Вырастить человека со здоровой самооценкой – труд не из лёгких! Но мы, взрослые, всегда будем стремиться к идеалу. Главное не переусердствовать ни с критикой, она может привести к деградации самооценки, ни с похвалой, которая, в случае переизбытка ведёт к нарциссизму.

Оцените статью
Формирование самооценки ребенка – путь к самоопределению
Йога для беременных: польза, особенности занятий йогой в разных триместрах
Йога для беременных: польза, особенности занятий йогой в разных триместрах