Кажется, совсем недавно ваш малыш был беспомощной крохой. Но прошло полтора года с его рождения и вы видите интересного маленького человечка, который хорошо вас понимает, играет с кубиками и другими самыми разными игрушками, часто при кормлении перехватывает инициативу, то есть ложку, в свои ручки! А еще пытается говорить, а некоторые уже соединяют по два слова! В этом возрасте ребенок уже думает, понимает значение слов и обдумывает свои …
Полуторагодовалые малыши отличаются высокой двигательной активностью, ходят уверенно и быстро. В этом возрасте ребенок умеет приседать, поворачиваться, бегать. Одно из любимых занятий – убежать от взрослого! Малыш в 1,5 года осознает встречное препятствие, обходит его, смотрит под ноги.
Физическое развитие ребенка в этом возрасте идет достаточно бурно и задача взрослых не упускать проворного малыша из вида. Дети в этом возрасте умеют:
• залазить вверх по вертикальной лестнице;
• поднимаются по ступенькам лестницы приставным шагом;
• умеют открывать двери;
• снимают шапку, варежки, носки;
• пьют из чашки; пытаются есть ложкой;
• повторяют действия за взрослыми;
• бьют ногой по мячу;
• поднимают мяч над головой и бросают
Полуторагодовалые малыши с удовольствием открывают и закрывают коробки разных размеров, разворачивают бумажные упаковки, ставят кубики один на другой, кладут на нужное место деталь пазлов, рисуют пальчиком точки, линии, круги, выбирают нужную картинку из нескольких, выбирают понравившийся предмет, утвердительно или отрицательно отвечают на ваши вопросы.
У малыша уже есть любимая сказка или стихотворение, он просит рассказать именно их, повторяет со взрослым. Ребенок любит переворачивать страницы книжки и, главное, знает в какой момент надо перевернуть, так как запоминает порядок слов и событий. Показывает в книжке сказочных героев и говорит или показывает, что они делают.
В этом возрасте дети ярко проявляют эмоции: доброжелательно улыбаются, радостно смеются, выражают бурный восторг или спокойную грусть, обиду, гнев. Мимика и жесты активно сопровождают его общение.
Малышей в 1,5 года интересуют все предметы, попавшие в поле его зрения. Это не всегда удобно родителям. Ребенок хочет играть с посудой, душевыми принадлежностями, декоративными украшениями. Не надо запрещать малышу играть с такими предметами. Но родители должны убрать из зоны досягаемости вездесущего малыша все колющие, режущие, мелкие предметы, лекарства, стеклянные изделия, спички.
Даже если ваш малыш хорошо играет сам, обязательно уделяйте время для совместных игр-занятий. Покажите ребенку, как играть с игрушками: в грузовую машинку можно складывать кубики или положить мяч, в большую коробку складывать мелкие игрушки, куклу – качать, кормить, класть спать, перебрасывать мячики, дуть в свисток.
Играйте в развивающие игры. Ненавязчиво заучивайте и инсценируйте сказки, стихотворения, складывайте пазлы. Совершая какое-то действие (умывание, кормление, одевание) используйте потешки, поговорки. Знакомьте ребенка с понятиями: холодно – тепло, светло – темно, тяжело – легко, большой – маленький, низкий – высокий. Обязательно знакомьте малыша с явлениями природы. Рассказывайте про снег, ветер, дождь.
Простое, но очень полезное занятие – лепка. Можно лепить из пластилина или из соленого теста. Лепка полезна для развития мелкой моторики рук, которая в свою очередь развивает речевой аппарат малыша. Конечно, первые поделки малыша не пойдут на выставку! Обычно деткам нравится разминать пластилин, лепить шарики, комочки, колбаски, размазывать пластилин по разным поверхностям. Если малыш решил залепить пластилином любимую машинку, не мешайте! В этом возрасте малыш должен играть с пластилином только под вашим присмотром, следите, чтобы пластилин не попал в рот, нос или уши!
Еще одно полезное занятие – пересыпание и переливание. Покажите ребенку, как пересыпать крупу или переливать воду из одной емкости в другую.
Свои первые рисунки малыши с удовольствием делают пальчиковыми красками. Им очень нравится засунуть пальчик в баночку с краской, а потом долго размазывать краску по бумаге! Карандаши и фломастеры тоже пользуются спросом!
Играйте с малышом в прятки. Ребенок в этом возрасте будет прятаться в одном и том же месте, но вы каждый раз проявляйте радость и изумление, когда находите его! Важно вслух комментировать поиски малыша: «Где же наша Маша? И здесь нет, и под стулом нет …. А кто это здесь стоит?»
Включайте веселую музыку и танцуйте с малышом – кружитесь, водите хоровод, топайте ногами!
Речевая активность у детей проявляется по-разному. Кто-то к полутора годам имеет в запасе почти 40 простых слов, а кто-то только осваивает первые слова. Процесс развития речи индивидуален. Но в любом случае родители должны много разговаривать с ребенком, проговаривать слова четко. Не забывайте называть новые предметы, активно комментировать все, что встречается во время прогулки. Чаще читайте стихи и сказки, чаще спрашивайте у ребенка: «Кто это?», «Что это?». Малыш в это время накапливает пассивный словарь. Будьте терпеливыми и настойчивыми, и скоро малыш начнет говорить. Возможно, иногда вам захочется, чтобы он немного помолчал!
В возрасте полутора лет немало родителей сталкивается с еще одной проблемой – горшком. Конечно, хочется, чтобы малыш справлял свои дела в этот удобный предмет. Но не все детишки желают это делать. Медики утверждают – оптимальный возраст для «осваивания» горшка – 18-24 месяцев. Некоторые дети без проблем начинают «сотрудничать» с горшком раньше. Это неплохо. Но если раньше не получается, не настаивайте. Но и не откладывайте этот важный вопрос на более поздние сроки, так как могут возникнуть проблемы с приучением к туалетной процедуре.
О готовности осваивать горшок можно думать, если ребенок понимает значение слов «писать, какать», не хочет ходить в мокрых штанишках, требует их сменить, пробует самостоятельно снять их.
Знакомство с горшком проводите ненавязчиво. Выбирайте момент, когда малыш находится в хорошем настроении. Не усаживайте его сразу на горшок. Расскажите ребенку, что это за вещица, для чего предназначена и как ей пользоваться. Выберите время минут через 15 после еды или обильного питья, сна и предложите присесть на гигиенический аксессуар. Усаживайте малыша без спешки, не кричите и не заставляйте, если он сопротивляется. Возможно, первый (и не только) блин выйдет комом. Но это не повод расстраиваться.
Не превращайте горшок в предмет для игр и не приобретайте аксессуар с наворотами (музыкой, мигалками). Горшок должен быть удобным и не отвлекать ребенка от своего предназначения.
Откажитесь от памперсов во время бодрствования (в домашних условиях).
Приучайте малыша справлять нужду в одно и то же время. В помощь вам режим дня. Обязательно высаживайте ребенка на горшок перед прогулкой и после нее, перед сном и после пробуждения, через 15-20 минут после еды.
Если же у ребенка получилось «сходить на горшок», не устраивайте из этого громкого праздника с криками «Молодец!» Спокойно похвалите малыша, скажите, что он все сделал правильно.
На прогулку без подгузника начинайте выходить не сразу. Страхуйтесь! Не забывайте во время прогулки интересоваться у малыша, не желает ли он «пи-пи» или «а-а». Если же не удалось уловить момент, объясните чаду, что он намочил штанишки и теперь приходится их переодевать. Попросите его в следующий раз обязательно сказать вам о «пи-пи». Не забывайте хвалить ребенка каждый раз, когда он попросился в туалет.
Когда вы успешно пройдете два первых этапа – нахождение дома без памперса и прогулки без памперса, переходите к третьему – отказу от ночного памперса. Главный пункт – приучить малыша ходить на горшок перед сном и сразу после пробуждения. Первое время для страховки подстилайте под простыню впитывающую пленку. Но со временем ребенок сам станет просыпаться и будить вас, когда ему захочется «пи-пи».
Запаситесь терпением и не ждите молниеносных результатов, прислушивайтесь к своему ребенку и через какое-то время вы забудете о проблеме «мокрых штанов»!