О чем на самом деле говорит высокий IQ

Если у вас высокие результаты IQ-теста, как, например, у Квентина Тарантино, значит ли это, что у вас – великое будущее? Или же коэффициент интеллекта сам по себе ничего не гарантирует? Все слышали, что у гениев высокий IQ, но где граница между человеком с высоким интеллектом и подлинным гением? И что на самом деле означает высокий IQ?

IQ Квентина Тарантино — 160

Введите в поисковую строку “IQ гения”, и вы получите довольно забавный перечень ссылок, в том числе на страницу “Двадцать знаменитостей, у которых IQ как у гениев”. После разъяснения, что гении обладают IQ от 135 баллов и выше, вы увидите список звезд из самых разных областей и набранные ими баллы:

  • Мэтт Дэймон — 135
  • Шакира — 140
  • Мадонна — 140
  • Николь Кидман — 142
  • Арнольд Шварценеггер — 144
  • Шерон Стоун — 154
  • Эштон Кутчер — 160
  • Квентин Тарантино — 160
  • Дольф Лундгрен — 166
  • Джеймс Вудс — 184

Последний результат особенно впечатляет. Как сказано на той самой странице, менее сотни человек в Соединенных Штатах имеют такой же показатель, как у Вудса.

К сожалению, на сайте ничего не говорится о том, какой именно тест проходили эти знаменитости. Определенно все десять должны претендовать на членство в Mensa — международной организации, объединяющей 2% населения планеты с самым высоким IQ. Обычно показатель варьируется в зависимости от конкретного теста, но для отнесения к этому “высшему обществу”, как правило, достаточно получить 130–132 балла в стандартном испытании.

Многие считают, что Mensa слишком щедро раздает статус гения. Истинные гении должны бы обладать IQ повыше. В “Словаре американского наследия” (American Heritage Dictionary) гений определяется как “человек, обладающий исключительно высоким коэффициентом интеллекта, обычно больше 140″1. И пусть там не уточняется, в каком именно IQ-тесте нужно набрать столько баллов, — во многих тестах получить такой результат сможет не более 1% населения Земли2.

Но откуда вообще появилась эта цифра?


Как появились IQ-тесты: шкала Стэнфорд — Бине

Мы часто забываем, что IQ-тесты появились сравнительно недавно. Возраст этого инструмента — чуть больше века. Ранние версии были разработаны во Франции в 1905 году и основывались на исследованиях психологов Альфреда Бине и Теодора Симона3. Однако эти тесты не ассоциировались с гениальностью, пока из парижской Сорбонны не перекочевали в Стэнфордский университет в Северной Калифорнии.

Профессор Льюис Терман перевел их с французского на английский и протестировал большое количество детей, после чего создал методику, известную под названием “Шкала интеллекта Стэнфорд — Бине”4 (Stanford-Binet Intelligence Scale). Это произошло в 1916 году.

Главной целью исследования было выявление по ряду показателей детей, которым может понадобиться обучение по индивидуальной программе. Потом Терман подумал: почему бы не изучить довольно большое количество детей, показавших результаты, близкие к высшим значениям шкалы, и не понаблюдать за ними в процессе взросления? Станут ли одаренные мальчики и девочки настоящими гениями?

Льюис Терман

Обязательно ли гениям иметь в детстве высокий IQ?

Терман протестировал сотни младших школьников. Именно тогда и возникло пороговое значение в 140 баллов. Очевидно, ученый не хотел набирать слишком большую группу: отслеживать успехи ее участников было бы сложнее. Понятно, что 2% самых умных людей в популяции составили бы группу в два раза больше, чем 1%. К тому же чем выше был порог, тем больше в группе могло оказаться потенциальных гениев. Так почему бы не снять сливки?

В группу невероятно умных мальчиков и девочек попали 1528 школьников в возрасте примерно одиннадцати лет. Сказать, что они были способными, — не сказать ничего. Средний показатель их IQ равнялся 151 баллу, а у семидесяти семи варьировался от 177 до 200 баллов.

Вплоть до достижения среднего возраста участники исследования постоянно проходили самые разные дополнительные тесты. Результатом эксперимента стал монументальный труд “Генетическое исследование гениальности”5 (Genetic Studies of Genius) в пяти томах, выпущенных с 1925 по 1959 год. Последний том вышел уже после смерти ученого.

За его высокоинтеллектуальными подопечными — по крайней мере, за теми, что еще живы, — наблюдают до сих пор. В шутку их называют “термитами”, имея в виду не насекомых, а созвучие с фамилией Терман.

А теперь плохие новости: ни один человек из этой группы не стал тем, кого принято считать неоспоримым гением. Невероятные интеллектуальные способности испытуемых трансформировались в весьма тривиальные карьеры преподавателей, врачей, юристов, ученых, инженеров.

Двое — Роберт Рю Сиарс и Ли Кронбах — стали заслуженными профессорами Стэнфордского университета и продолжили исследования, участниками которых были сами, но по известности они не сравнятся, конечно, с Иваном Павловым, Зигмундом Фрейдом или Жаном Пиаже, тремя несомненными гениями в истории психологии.

Более того, многие из “термитов” вообще не добились каких-то значительных интеллектуальных успехов. Их путь был связан не с окончанием университета или защитой кандидатской диссертации, а с получением профессий, для которых высшее образование вообще необязательно.

Дальше — больше. Из множества детей, не попавших в группу Термана, по крайней мере двое добились гораздо большего признания, чем умники-“термиты”.

Это Луис Уолтер Альварес, один из самых блестящих физиков-экспериментаторов двадцатого века. Работа над водородной пузырьковой камерой для изучения элементарных частиц принесла ему Нобелевскую премию по физике в 1968 году.

А Уильям Шокли, второй отвергнутый Терманом кандидат в “термиты”, в 1956 году разделил Нобелевскую премию по физике с двумя коллегами, а позже основал Shockley Semiconductor Laboratory — лабораторию полупроводников своего имени в Кремниевой долине, которая тогда еще так не называлась.

И это не единственные примеры среди нобелевских лауреатов. Джеймс Уотсон, один из первооткрывателей структуры молекулы ДНК, и Ричард Фейнман, работавший над континуальными интегралами в квантовой механике, по количеству баллов в тестах тоже недотягивали до членства в Mensa6.

Так кому вообще нужны эти тесты?

Как узнать IQ тех, кто жил до изобретения теста?

В начале я предложил погуглить знаменитостей с высоким IQ. Все они на момент поиска были живы и, вероятно, прошли какой-то из вариантов теста. Однако зачастую среди результатов всплывают и совершенно невероятные: например, уровень IQ людей, скончавшихся до того, как тест был изобретен.

Вот какой список я обнаружил на одном сайте:

  • австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт — 165
  • британский ученый Чарльз Дарвин — 165
  • немецкий философ Иммануил Кант — 175
  • французский математик Рене Декарт — 180
  • итальянский ученый Галилео Галилей — 185
  • французский математик Блез Паскаль — 195
  • британский политолог Джон Стюарт Милль (на фото ниже) — 200

Гениальные творцы прошлого превзошли прославленных талантов настоящего. Но откуда вообще взялись эти результаты? Все перечисленные светила скончались задолго до 1905 года, времени создания первого IQ-теста!

Удивительно, но показатели IQ давно умерших тесно связаны с показателями IQ “термитов” Термана. И вот почему.

Через несколько лет после начала исследования 1528 детей с высоким интеллектом у Термана появилась новая аспирантка Кэтрин Кокс7. Поскольку проект ее учителя уже далеко продвинулся, она понимала, что трудно будет использовать какую-то его часть в своей докторской диссертации, и решилась на смелую альтернативу. Если Терман хотел выяснить, станут ли гениями дети с высоким IQ, почему бы ей не зайти с другой стороны? Взять общепризнанных гениев и, опираясь на факты их биографий, оценить, какой IQ мог быть у них в детстве.

Набросать список — проще простого. Сейчас для этого достаточно набрать в Google “знаменитые ученые” или “известные художники” (кстати, попробуйте). В доинтернетовскую эпоху Кэтрин Кокс вела поиск в биографических словарях и других справочниках. Ей повезло — она нашла уже опубликованный список, из которого выписала самых известных: 192 творца и 109 исторических лидеров — итого 301 персону.

Несомненно, ее список содержал знаковые фигуры западной цивилизации. Помимо семи вышеупомянутых личностей это были Исаак Ньютон, Жан-Жак Руссо, Мигель де Сервантес, Людвиг ван Бетховен и Микеланджело, а также Наполеон Бонапарт, Горацио Нельсон, Авраам Линкольн и Мартин Лютер — в общем, те, кто потом удостоился обширной биографической статьи в Википедии.

Как же можно было посчитать IQ этих гениев прошлого?

Однако в то время IQ буквально понимался как “коэффициент интеллекта” и вычислялся элементарно: психологический возраст ребенка делился на его фактический возраст, а полученный результат умножался на сто.

Психологический возраст определяли с помощью выполнения интеллектуальных задач, соответствующих разным возрастам. Таким образом, если пятилетка справлялся с заданиями для десятилеток, его IQ был равен 200 (10 / 5 * 100). Все очень просто, не так ли?

Показатели IQ известных людей: все честно?

Терман применил этот метод к раннему интеллектуальному развитию одного из своих кумиров — Фрэнсиса Гальтона, ученого, который самым первым начал изучать гениальность.

Вот что писал старшей сестре не по годам развитый Гальтон: “Мне четыре года, и я могу прочесть любую книгу на английском. Я знаю все латинские существительные, прилагательные и активные глаголы, не считая пятидесяти двух строк латинской поэзии. Я могу вычислить любую сумму, умножать на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, [9], 10, [11]. Я также знаю наизусть таблицу перевода пенсов в фунты и шиллинги. Я немного читаю по-французски и умею определять время по часам”8. Числа в квадратных скобках в письме были затерты: одно резинкой, до дырки, а второе заклеено клочком бумаги.

Малыш Гальтон, видимо, понимал, что умеет слишком много для своих лет, и это понимание само по себе может считаться признаком зрелого психологического возраста.

Фрэнсис Гальтон

Какими же навыками должен обладать обычный четырехлетка? Всего лишь знать свой пол, уметь различать ключ, нож и монетку, повторять услышанные три цифры в обратном порядке и сравнивать две нарисованные линии9. Вот и все!

Вся биография ученого убеждала Термана в том, что IQ Гальтона был близок к 200, а психологический возраст почти вдвое превосходил фактический.

Кокс применила тот же подход к историческим деятелям своего списка, несколько усовершенствовав методику. Она совместила события жизни и показатели интеллектуального роста из разных биографических источников и на их основе вывела независимые показатели IQ.

Исследовательница не только рассчитала IQ, но и привела биографические факты, на которых строилась оценка. Таким образом, читатели сами могли делать выводы. Например, психологический возраст Джона Стюарта Милля, как и Гальтона, был примерно вдвое выше фактического. Не верите? Вот факты.

У Джона вообще не было детства. Его интересы и увлечения созрели очень рано. В три года он начал изучать греческий; вплоть до девятого класса ежедневно вел читательский дневник… В семь прочел Платона; в восемь принялся за латынь и к концу года прилежно читал латинских авторов. Не оставил без внимания и математику: в восемь изучал геометрию и алгебру, в девять — конические сечения, сферы и ньютоновскую арифметику. Вычислять производные Милль научился самостоятельно в одиннадцать лет10.

Милль не только достиг выдающихся успехов в учебе, но и в шесть с половиной лет написал историю Рима. В каком возрасте большинство людей обычно пишут историю Рима или что-то подобное?

Поскольку все внесенные в список гении уже были ранжированы по количеству ссылок на них в справочных изданиях, Кокс без труда соотнесла уровень IQ с положением в перечне — естественно, в обратном порядке. Она получила статистически значимую корреляцию. Более того, выводы Кокс после их публикации в 1926 году были подтверждены множество раз.

Именно поэтому достижения и успехи стали прочно ассоциироваться с высокими показателями IQ. Но, разумеется, из этого правила есть исключения. О них – в следующий раз.

1 American Heritage Electronic Dictionary. Boston : Houghton Mifflin, 1992.

2 Terman L. M. Mental and Physical Traits of a Thousand Gifted Children. Stanford, CA : Stanford University Press, 1925.

3 Binet A., Simon T. Méthodes nouvelles pour le diagnostic du niveau intellectuel des anormaux // L’Année Psychologique. 1905. № 12. Р. 191–244.

4 Terman L. M. The Measurement of Intelligence : An Explanation of and a Complete Guide for the Use of the Stanford Revision and Extension of the Binet-Simon Intelligence Scale. Boston : Houghton Mifflin, 1916.

5 Terman L. M. Genetic Studies of Genius (5 vols). Stanford, CA : Stanford University
Press, 1925–1959.

6 Ericsson A., Pool R. Peak : Secrets from the New Science of Expertise. Boston : Houghton Mifflin Harcourt, 2016.

7 Robinson A., Simonton D. K. Catharine Morris Cox Miles and the lives of others (1890–1984) // A Century of Contributions to Gifted Education : Illuminating Lives / Еds. by А. Robinson, J. L. Jolly. London : Routledge, 2014. Р. 101–114.

8 Terman L. M. The intelligence quotient of Francis Galton in childhood // American Journal of Psychology. 1917. № 28. Р. 210.

9 Binet A., Simon T. The development of intelligence in the child // The Intellectually Gifted : An Overview / Еds. by W. Dennis, M. W. Dennis. New York : Grune & Stratton, 1908. Р. 13–16.

10 Cox C. The Early Mental Traits of Three Hundred Geniuses. Stanford, CA : Stanford University Press, 1926. P. 707–709.

Источник: 7ya.ru

Оцените статью
О чем на самом деле говорит высокий IQ
Выращивание фасоли